Сделать стартовой |  Добавить в избранное  
Главная Написать письмо Карта сайта
  • Право — применение нормативов потребления коммунальных услуг

    В 2006 году, Правительством РФ утверждены Правила, определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее — Правила). Указанные Правила утверждены одновременно с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Следует отметить, что данное совпадение не случайно. Правильное трактование и применение указанных Правил (утвержденных 23 мая 2006 года постановлениями Правительства РФ № 306 и № 307) возможно в их неразрывном единстве и системном толковании. Понятия и термины в указанных нормативных актах дополняют и развивают друг друга.
    Несмотря на одновременное принятие – 23 мая 2006 года, Правил, определяющих порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, практика по последним намного обширнее, чем правоприменение по нормативам.
    Относительно предоставления коммунальных услуг гражданам имеются соответствующие письма Минрегиона РФ, разъясняющие порядок их применения (между тем, разъяснения по применению Правил об установлении нормативов также дает Минрегион России — п.3 постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г.). В то же время активная позиция Минрегионразвития РФ по этому вопросу отсутствует, что затрудняет надлежащее правоприменение Правил.
    Сложившаяся судебная практика, вплоть до Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и даже постановление Конституционного Суда России позволяет определить место и назначение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в системе нормативных правовых актов, чего нельзя сказать о Правилах установления нормативов.
    В отношении последних столь активная правоприменительная деятельность отсутствует. Между тем, ссылку на «нормативы» возможно встретить довольно часто, причем правоприменитель зачастую не задумывается над тем, что понимается под этим термином в свете действующих правовых актов.
    Наиболее остро эта проблема проявляется в контексте установления новых и применения существующих нормативов потребления коммунальных услуг без учета их дифференциации и степени благоустройства жилых домов.

    СУТЬ ПРАВИЛ

    Кратко о Правилах:
    «Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
    Нормативы утверждаются уполномоченными органами (органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти субъекта РФ, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению — органами государственной власти субъектов РФ).
    Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома. Нормативы устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
    Определены основания для изменения нормативов потребления и порядок их изменения.
    Срок действия нормативов составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
    Решение уполномоченных органов об установлении нормативов в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных СМИ с указанием даты введения их в действие. Данное решение может быть обжаловано.
    Определена методика расчета нормативов. При установлении нормативов применяются: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетании принимается уполномоченными органами.
    Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов и экспертного метода производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах имеющих аналогичные технические и строительные характеристики, степень благоустройства и заселенность. Указанные методы основываются на данных об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием коллективных приборов учета.
    Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
    Также в Правилах закреплены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг. Установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
    Определены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, учитываемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг, установлены показатели, используемые при выборе единицы в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, в отношении электроснабжения, отопления и газоснабжения» .

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

    Отправной точкой для начала разговора о нормативах коммунальных услуг служит ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В настоящее время порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг регулируется следующими нормативно-правовыми актами Правительства РФ:
    • Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
    • Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».
    В принципе, это вся нормативно-правовая база, регулирующая установление и применение нормативов коммунальных услуг. В рамках указанных правовых актов приходится действовать и потребителю и правоприменителю.

    Учитывая, что ситуация с частичным отсутствием приборов учета на объектах энергопотребления, о которых идет речь в ст.157 Жилищного кодекса РФ, актуальна для любого региона — надлежащим образом установленный норматив потребления коммунальных услуг должен быть определен и установлен.
    Между тем, норматив потребления той или иной коммунальной услуги существует в каждом регионе. Вопрос стоит в том – насколько соответствует утвержденный муниципалитетами норматив вышеуказанным правовым актам, насколько он технологически, экономически, юридически обоснован?

    Особой заслугой законодателя в сфере нормативов потребления коммунальных услуг является их дифференциация в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома (их серии), что позволяет избежать общего подхода и перекрестного субсидирования ветхого жилищного фонда за счет более современных и вновь построенных домов.
    Нормативы устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома. Нормативы устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

    На сегодняшний день в ряде регионов (муниципальных образований) действуют единые нормативы, установленные органами местного самоуправления, для всего жилищного фонда муниципального образования. Обычно такой норматив устанавливался в конце 90-х годов для всего города и действует по сегодняшний день. Такие нормативы не учитывают ни конструктивные, ни технические параметры многоквартирного или жилого дома, ни степень его благоустройства.
    За годы применения такого норматива доля жилого сектора, вновь возведенного, основанного на современных теплоизоляционных технологиях и системах энергосбережения значительно увеличилась. Благо, если вновь введенные дома оборудованы приборами учета.
    Между тем, норматив, утвержденный Администрациями в конце 90-х годов и распространяющий свое действие на всю территорию муниципального образования, относится ко всему жилищному фонду – и вновь возведенному и ветхому.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    Учитывая сравнительно небольшой период времени, прошедший с момента вступления в силу указанного выше постановления Правительства РФ, правоприменительная практика по рассматриваемому вопросу только начинает формироваться.
    Однако, с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда РФ о необходимости формирования единообразной правоприменительной практики, правовой анализ уже существующих по данному вопросу судебных актов представляется весьма актуальным.
    В рассматриваемом случае, возможно говорить о единой позиции арбитражных судов РФ, указывающих, в частности, на необходимость дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

    Так в частности, Федеральный арбитражного суд Волго-Вятского округа неоднократно высказывался о несоответствии нормативов, утвержденных муниципальными образованиями, без учета дифференциации – требованиям Жилищного кодекса РФ и Правил:
    «Согласно подпункту «д» пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления 23.05.2006 N 306 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (далее — Правила), при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
    Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степень благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 20 Правил).
    В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).
    Как свидетельствуют материалы настоящего дела, оспариваемой частью решения Думы фактически установлен единый норматив потребления для всех многоквартирных и жилых домов, отапливаемых от котельных Советского ПК и ТС. Указанный норматив утвержден без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства отапливаемых домов; размер данного норматива — 0,0227 не определен и не рассчитан с использованием перечисленных в Правилах методов и приведенных в приложениях к Правилам формул. Согласно представленному Думой в материалы дела сравнительному расчету нормативов потребления, произведенному в соответствии с требованиями Правил, в отношении тридцати трех подсоединенных к котельным Общества жилых домов определено двадцать четыре самостоятельных норматива потребления.
    При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области пришел к правильному выводу о несоответствии решения Думы города Советска от 28.11.2006 N 5 «О нормативах потребления тепловой энергии» в части установления норматива потребления для Советского ПК и ТС ОАО «Коммунэнерго» части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 5, 10, 14, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306» .

    Для подтверждения указанной позиции приведем еще одно постановление Федерального арбитражного суд Волго-Вятского округа, в котором, в частности, указано:
    «Материалы дела свидетельствуют о том, что в пункте 4 решения N 23/148 установлен единый норматив потребления теплоснабжения для всех жилых домов, расположенных на территории муниципального образования Зуевское городское поселение, равный 0,2246 Гкал/кв.м в месяц. Данный норматив утвержден без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых домов. Вместе с тем, согласно представленному Зуевской городской Думой в материалы дела расчету, в отношении восьми групп жилых домов определено восемь самостоятельных нормативов потребления.
    Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что оплата гражданами услуг по теплоснабжению исходя из единого норматива потребления на территории муниципального образования Зуевское городское поселение влечет невозможность возмещения фактически произведенных ОАО «Коммунэнерго» затрат, связанных с теплоснабжением жилищного фонда
    При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о том, что пункт 4 решения N 23/148 не соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 5, 10, 14, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 и нарушает права и законные интересы ОАО «Коммунэнерго» в сфере предпринимательской деятельности.
    С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит» .

    Следует отметить – утверждение и (или) применение нормативов потребления коммунальных услуг установленных без учета дифференциации и степени благоустройства домов противоречит не только Жилищному кодексу РФ, Правилам, но и иным нормативно-правовым актам.
    Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа констатировал:
    «При таких обстоятельствах кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что без отсутствия экономического обоснования нормативов потребления коммунальных услуг, без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых домов, а также на основании отмененной методики установление нормативов на отопление противоречит требованиям Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» .

    Позиция судов общей юрисдикции также подтверждает вышеизложенное:
    «В судебном заседании установлено, что Пунктом 4 Постановления Главы самоуправления г.Петрозаводска от 15 июня 1999 года за № 2442 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», опубликованного в приложении к газете «Петрозаводск» «»Официальный вестник» 26 июля 2007 года за № 26 утвержден и введен в действие с 1 июля 1999 года норматив расхода тепловой энергии на отопление граждан, проживающих в государственном, муниципальном жилищном фонде, а также приватизированных квартирах. Прокуратурой г.Петрозаводска проводилась проверка, которая показала, что размер платы за коммунальную услугу отопления рассчитывается в настоящее время исходя из норматива потребления, являющегося общим для всего жилищного фонда г.Петрозаводска…
    Как следует из Решения Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» в г.Петрозаводске имеются несколько категорий многоквартирных жилых домов, различающихся по степени благоустройства.
    Установленный же пунктом 4 оспариваемого Постановления норматив потребления коммунальных услуг отопления в нарушение Правил определен без учета различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных жилых домов в г.Петрозаводске.»
    Вывод суда общей юрисдикции:
    «Признать пункт 4 Постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 15 июня 1999 года за № 2442 » Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», противоречащим действующему законодательству» .

    ВЫВОД:

    При наличии ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», определяющих требования, предъявляемые к нормативам, порядку их определения и установления (в частности, требования к их дифференциации), нельзя признать законным и обоснованным применение единого норматива, утвержденного муниципальными образованиями, и распространяющего свое действие на всю территорию муниципального образования независимо от конструктивных и технических параметров (их серии), а также степени благоустройства многоквартирного или жилого дома.
    Также неправомерно установление новых нормативов потребления коммунальных услуг без учета требований к их дифференциации, содержащихся в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306.

    Начальник правового управления
    ООО «Удмуртские коммунальные системы»
    Д. Г. Холмогоров
    udmks.ru

  • Метки , , , , , , ,
    Опубликовано в: Статьи | Comments Closed

Обратный звонок

Заполните обязательные поля, отмеченные звездочкой!






icq: 645-946-644
  • 05.11.2017
  • Уровнемеры скважинные — успевайте купить!

  • Напоминаем, что 31 декабря 2017 действует Акция «СКИДКА 7% на УРОВНЕМЕРЫ». В период действия акции предоставляется скидка на все виды уровнемеров скважинных тросовых УСК, УСП, ЭУ. Успевайте совершить выгодную покупку.

  • Подробнее
  • 25.12.2016
  • Режим работы в праздничные дни

  • Уважаемые партнеры и заказчики!
    Просим Вас обратить внимание на режим работы нашего офиса в предпраздничные и праздничные дни:
    30 декабря — с 9-00 до 15-00
    с 1 по 8 января — праздничные дни
    с 9 января 2017 г. — в стандартном режиме с 09-00 до 18-00.

  • Подробнее
  • 26.09.2016
  • Отгрузка грязевиков из наличия

  • Промышленная группа Империя отгружает грязевики фланцевые и грязевики под приварку, изготовленные по сериям ТС различного диаметра Ду (Ду40-Ду250) из наличия со склада в Екатеринбурге по цене от 2970 руб**.

  • Подробнее

Уровнемеры скважинные из наличия со склада в Екатеринбурге

Промышленная группа Империя является федеральным поставщиком гидрогеологического оборудования. Основными распространенными видами гидрогеологического оборудования являются:   Уровнемер скважинный тросовый электроконтактный — Уровнемер УСК-ТЭ Уровнемер скважинный тросовый лотовый — Уровнемер УСК-ТЛ Электроуровнемер ЭУ (скважинный) Рулетка гидрогеологическая ленточная металлическая РГЛМ Термометр скважинный электронный ТСЭ   В нашей компании Вы можете купить уровнемеры скважинные, рулетки гидрогеологические из наличия со […]

далее

АСДР Комплексон-6 и реагент Эктоскейл: лучшая защита трубопровода от коррозии

Комплексон-6 применяется для обработки подпиточной воды систем теплоснабжения, водооборотных систем и ГВС ингибиторами отложений карбонатов кальция магния и ингибиторами коррозии. Для работы системы Комплексон-6 ее периодически требуется заправлять реагентом Эктоскейл, расход которого рассчитывается в зависимости от расхода подпиточной воды.

далее

Циклоны ЦН-15 выгодная цена — только до конца 2014 года

Циклон ЦН-15 приобретается для производственных помещений предприятий, где очистка воздуха нужна постоянно. Качество очистки воздуха Циклоном ЦН-15 составляет до 95%. При этом, цена на Циклон ЦН-15 является достаточно не высокой и доступной.

далее
center