«Серый рынок» трубопроводной арматуры. Вторая волна
К.т.н. Д. Грак, директор Маркетингового центра по трубопроводной арматуре (Трубопроводная арматура и оборудование, № 1 (2) 2002)
Ситуация в 2002 г. на арматурном рынке России и стран СНГ очень похожа на кризис после дефолта в начале 1999 г. Этот кризис характеризовался резким сокращением платежеспособного спроса на все типоразмеры арматуры, резким падением цен, ростом складских запасов на арматурных заводах и возобновлением бартерных сделок не только между заводами и конечными потребителями, но и на вторичном рынке. Это, как и в конце 90-х годов, привело к расширению так называемого «серого» рынка трубопроводной арматуры, как в отношении числа фирм-поставщиков поддельной арматуры, так и номенклатуры изделий неизвестного происхождения, поставляемой по демпинговым ценам. В этом кратком обзоре даны только первичные понятия и рекомендации по работе на арматурном рынке в создавшейся ситуации.
В 90-е годы на внутреннем арматурном рынке сформировалось отношение к поддельной (фальшивой) арматуре как к временной болезни, которая прекратится, когда будут распроданы все неликвиды со складов и товарных баз, и грамотность покупателя отсечет поток арматурного «металлолома». Однако расцвет «серого» рынка в 2002 г. и опыт арматурного рынка других стран (в частности США, где фальшивая арматура появилась в конце 60-х годов) показали, что это были очень оптимистические прогнозы.
По данным статистических органов США, фирмы, имеющие зарегистрированные торговые знаки, теряют в год порядка 200 млн долл. из-за фальшивой продукции.
Поданным Мосторгинспекции, 20% отечественных и 60% импортных товаров, которые продаются в Москве, — поддельные. Шквал фальсифицированной продукции сегодня захлестнул весь российский рынок. За первое полугодие 2002 г. количество поддельных товаров увеличилось с 30 до 40%. По оценкам экспертов, ущерб товаропроизводителей от лавинообразного роста фальшивой продукции, достиг 1-2 млрд долл. США в год.
Появление в массовом количестве на арматурном рынке фальшивой арматуры в начале 2002 г. и, как следствие, расцвет «серого» рынка -это вторая волна включения в оборот продаж арматуры такого сорта после 1999 г. Причина в том, что сегодня обозначились значительные сегменты арматурного рынка, где конкурируют только прайс-листы и, реально конкурентоспособной продукцией является только поддельная (фальшивая) арматура. Необходимо отметить, что все-таки существует сегмент рынка, на котором требования к качеству арматуры преобладают. Но, потребитель отдает предпочтение импортной арматуре, в том числе и потому, чтобы не возиться с проверкой подлинности или поддельности продукции отечественных поставщиков.
Откуда берется фальшивая арматура? На этот вопрос «серый» рынок отвечает конкретно — это ЛЕЖАЛАЯ, СТОЯЛАЯ или ГАРАЖНАЯ арматура. Для профессионалов отметим, что арматурные термины «серого» рынка значительно отличаются от принятых в арматуростроении определений и обозначений. Всю эту достаточно большую номенклатуру поддельной арматуры объединяет ее полная неизвестность происхождения. То, что о ней говорит поставщик «серого» рынка, — это почти всегда 100% ложь.
Определился и установился универсальный номенклатурный перечень производимой и поставляемой «серым» рынком арматуры. Примерно пропорционально он делится на 3 группы неликвидной продукции. Первая — это стальные задвижки Ду 50-100 условного давления Ру 16 и 25 (лидеры — 30с41нж и 30с99нж), вторая группа — это чугунная задвижка 30ч6бк и все ее аналоги и третья, относительно новая группа фальшивой арматуры, — это задвижки и затворы с диаметром условного прохода более 500 мм. В 2002 г. в связи с затовариванием складов заводов, производящих задвижки, отпускные заводские цены на первые две группы арматуры значительно упали по сравнению с декабрем 2001 г. (на некоторые типоразмеры в два раза), что привело к выравниванию цен «серого» рынка и заводских цен (эффект дна). В этой ситуации самой привлекательной для «серого» рынка оказалась третья группа, для которой разница в ценах (завода и «серого» рынка) выросла в несколько раз. Лидерами в этой группе являются задвижки и затворы «Пензтяжпромарматуры» и Ивано-Франковского арматурного заводов.
Кто работает на рынке «серой» арматуры? Если еще в прошлом году преобладали «нелегалы», т.е. отдельные группы людей без образования юридического лица, то в этом году произошла их массовая легализация и превращение в многочисленные ООО и ИЧП. Это явилось следствием значительного расширения «серого» рынка и по номенклатуре, и по объемам продаваемой продукции. В этих фирмах работает, как правило, молодежь без специального технического образования. Отсюда и совершенно лишенный технического здравого смысла арматурный сленг.
Отличительными признаками спецов «серого» рынка является их почти 100 % ложь о новизне продукции (у них она всегда новая и заводская, даже если стоит в семь раз меньше, чем указано в заводском прайсе); техническая безграмотность (назвать предохранительный клапан вентилем — это нормально); очень узкий круг «анонимных поставщиков» с зашифрованными кличками (если при переговорах звонит телефон и вы слышите разговор на «интержаргоне асоциальных элементов», то перед вами представитель «серого» рынка); несоблюдение никаких договоренностей, быстрое и иногда немотивированное согласие на любые скидки, только, чтобы продать товар.
Есть еще много признаков, но, возможно надо провести специальное исследование, чтобы понять термины, схему работы и логистику «серого» рынка. Однако рентабельность таких исследований может быть нулевой, если арматурный рынок стабилизируется в 2003, предвыборном для России, году, и «серый» рынок опять съежится до минимума, и мы забудем провальный для арматурного рынка 2002 г.